Воспитание в духе толерантности

Теперь, когда мы научились

летать по  воздуху, как птицы,   

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться  жить на земле, 

как люди.

                                                           Б. Шоу

Что означают эти слова в аспекте нашего разговора? И начну этот разговор с Библейской истории о вавилонской башне :  «Был на Земле один язык и одно наречие в далёкие времена, жили все одной большой семьёй. Но вскоре обнаружилось, что зло и гордыня овладели сердцами многих. Однажды собрались люди вместе и сказали: «Построим себе город и башню высокую до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой. Но богу не угодна была гордыня людей, желающих прославить только себя. И смешал он языки и наречия. Строившие башню стали ссориться и браниться, дошло дело и до драки. Увидели они, что уже никакого дела не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку, разбрелись в разные стороны».

   Отчего же людям так трудно договориться? Почему они забывают порой о связи между чувствами и рассудком, о терпении друг к другу, об умении и необходимости достойно переживать не только радость, счастье, но и боль, горе, страдание, о том, что чужой боли не бывает… С каждым днём всё увереннее набирает обороты третье тысячелетие, прогресс неумолимо движется вперёд. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, спокойнее. Но межнациональные конфликты, расизм, религиозный фанатизм, международный терроризм захлестнули мир. Агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей. Практически ежедневно узнаём мы о новых террористических актах. Всё чаще слышим слова: беженец, переселенец, человек, которому трудно найти себя в современном мире. В молодёжной среде, в том числе и российской, нередки всплески групповой агрессии. Поэтому вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать. Ведь ещё мудрый Сенека сказал: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Моделью для взаимоотношений людей, народов и стран в современном мире призвана стать толерантность.   

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка, а это, в первую очередь школа, и, конечно же, семья.

Так что же всё-таки означает это слово –толерантность?  

Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначно в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народа:

- В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

- Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов;

- В китайском – проявление великодушия в отношении других;

- В арабском  - прощение, снисхождение, сострадание, терпение, расположенность к другим;

- В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

         Понятие «толерантность» можно рассматривать и толковать в различных аспектах:

§        В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

§        В социальном контексте толерантность может толковаться как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию.

§        В этическом плане разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали ещё гуманисты итальянского Возрождения) как ценность и достоинство культуры, а толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, одинаковость.

§        В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать своё поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

§        В психолого-педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов считает, что это качество выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение.

         Толерантная личность – это человек хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем ввиду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться  к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться  к позициям и ценностям других людей.

ü Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным термином. 16 ноября 1995 г. Государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности. Она состоит из преамбулы и 6-ти статей:

Статья 1 – понятие толерантности       

Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… Толерантность – гармония в многообразии… Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…

Статья 2 – государственный уровень

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдение правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм… Чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей…

Статья 3 – социальные аспекты

Толерантность как никогда раньше важна в современном мире. Мы живём в век глобализации экономики и всё большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции, взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира… Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины… Особое внимание следует уделять социально наименее защищённым группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать их социальному и профессиональному росту и интеграции

Статья 4 – воспитание

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости… Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива… Необходимо уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 – готовность к действию

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в области образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 – международный день, посвящённый толерантности

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в её духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днём, посвящённым толерантности.

Школа, как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе  учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. И эта работа проводится педагогами ежедневно, ежечасно как в урочное время , так и внеурочное время.

…. Толерантность представляет собой сложное и противоречивое явление. Чтобы достичь мира, люди должны стремиться к преодолению таких симптомов нетерпимости как: агрессивный национализм, этноцентризм, расизм и воспитание может помочь в этом.
   Любое воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, является по своей сути ценностным воспитанием, которое требует включенности всей системы образования и всех участников образовательного процесса.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать :

· Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

· Национальный состав коллектива учащихся;

· Проблемы в отношениях между детьми и их причины;

· Культурные особенности окружающей среды

 Учить :

· Терпимости и принятию другого таким, какой он есть

· Духу  партнерства

· Уважению прав и достоинства других людей

· Прощению, состраданию и милосердию.

Эффективно работающий для развития толерантности
у обучаемых учитель должен
:
  1. Воспитывать с любовью ;
   2. Воспитывать в духе мира;
   3. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
   4. Формировать чувство справедливости;
   5. Вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;
   6. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;
   7. Уметь слушать, поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;
   8. Давать ученикам возможность самостоятельно решать их проблемы;
   9. Не допускать проявления авторитаризма и манипулирования;
   10. Избегать жестких иерархических отношений.
   
 В целях воспитания культуры толерантности подрастающего поколения педагогический совет школы постановляет:
  

 1. Продолжить работу по созданию условий для прекращения и предотвращения нетерпимости в общешкольном сообществе, развивать практику толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса как средства утверждения мира, справедливости и уважения прав человека ( отв. пед. коллектив )

 

2 . Провести цикл классных часов , направленных на воспитание обучающихся в духе толерантности ( отв. классные руководители).

 

3. Применять в совей работе выработанные рекомендации для развития толерантности у обучающихся ( отв. пед. коллектив )
   

 

 

Анкета «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними со­лидарность.

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь ино­странцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни по­требности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую то­лерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответст­венным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слиш­ком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любозна­тельность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Да­вай, приложи еще немного усилий.

(По материалам сайта : http://voz2-us.narod.ru/)

 

Яндекс.Метрика

Документ подписан электронной подписью

Мусина Венера Фанилевна

Организация МАОУ СОШ № 68 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Должность Директор
Выдан АО "ПФ "СКБ КОНТУР"
Действителен до 21 октября 2021, 13:03
Алгоритм шифрования ГОСТ Р 34.11/34.10-2012 (256 бит)


MIIJ6jCCCZegAwIBAgIRAhY4hwBbrIOcQzRNJlTY6mAwCgYIKoUDBwEBAwIwggGJMR4wHAYJKoZIhvcNAQ
kBFg9jYUBza2Jrb250dXIucnUxGDAWBgUqhQNkARINMTAyNjYwNTYwNjYyMDEaMBgGCCqFAwOBAwEBEgww
MDY2NjMwMDMxMjcxCzAJBgNVBAYTAlJVMTMwMQYDVQQIDCo2NiDQodCy0LXRgNC00LvQvtCy0YHQutCw0Y
8g0L7QsdC70LDRgdGC0YwxITAfBgNVBAcMGNCV0LrQsNGC0LXRgNC40L3QsdGD0YDQszFEMEIGA1UECQw7
0YPQu9C40YbQsCDQndCw0YDQvtC00L3QvtC5INCy0L7Qu9C4LCDRgdGC0YDQvtC10L3QuNC1IDE50JAxMD
AuBgNVBAsMJ9Cj0LTQvtGB0YLQvtCy0LXRgNGP0Y7RidC40Lkg0YbQtdC90YLRgDEpMCcGA1UECgwg0JDQ
niAi0J/QpCAi0KHQmtCRINCa0J7QndCi0KPQoCIxKTAnBgNVBAMMINCQ0J4gItCf0KQgItCh0JrQkSDQmt
Ce0J3QotCj0KAiMB4XDTIwMTAyMTA4MDcxOVoXDTIxMTAyMTA4MDM1MVowggIKMTAwLgYJKoZIhvcNAQkC
DCE3MjA0MDA2Njc3LTcyMDMwMTAwMS03MjA0MDQ4Mjk3NjUxHDAaBgkqhkiG9w0BCQEWDW1vdWcxQG1haW
wucnUxGjAYBggqhQMDgQMBARIMMDA3MjA0MDA2Njc3MRYwFAYFKoUDZAMSCzA2MTU2NjkwMjY3MRgwFgYF
KoUDZAESDTEwMzcyMDA1NjEzMjAxGTAXBgNVBAwMENC00LjRgNC10LrRgtC+0YAxQjBABgNVBAoMOdCc0J
DQntCjINCT0JjQnNCd0JDQl9CY0K8g4oSWIDEg0JPQntCg0J7QlNCQINCi0K7QnNCV0J3QmDEpMCcGA1U
ECQwg0KPQmyDQmtCg0KPQn9Ch0JrQntCZLCDQlNCe0JwgMjExFTATBgNVBAcMDNCi0Y7QvNC10L3RjDEt
MCsGA1UECAwkNzIg0KLRjtC80LXQvdGB0LrQsNGPINC+0LHQu9Cw0YHRgtGMMQswCQYDVQQGEwJSVTEwM
iDQnNC+0YHQutCy0LAxLjAsBgNVBAkMJdGD0LvQuNGG0LAg0KLQstC10YDRgdC60LDRjywg0LTQvtC8IDc
xLDAqBgNVBAoMI9Cc0LjQvdC60L7QvNGB0LLRj9C30Ywg0KDQvtGB0YHQuNC4MRgwFgYFKoUDZAESDTEwN
Dc3MDIwMjY3MDExGjAYBggqhQMDgQMBARIMMDA3NzEwNDc0Mzc1MSwwKgYDVQQDDCPQnNC40L3QutC+0Lz
RgdCy0Y/Qt9GMINCg0L7RgdGB0LjQuIILAN+dTOcAAAAABHYwHQYDVR0OBBYEFC8aT3i99sePZvqiA9wSG
p2ML0j7MAoGCCqFAwcBAQMCA0EAV+U1QCzkH/KGUrkcOMH1ibRVJ6wU5XEHPxw10/hGwqhViyFVQSgFGJZ
2yyvdGziuias5rGW17nrG9CiATpv5NA==