Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Новый предмет в школьной программе
21.03.2012 12:14
 Правительство России своим распоряжением утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" в общеобразовательных школах страны.
 Школьники и их родители должны определиться с выбором учебного модуля. Напомним, в новом курсе их шесть: православная, исламская, буддистская, иудейская культуры, основы мировых религиозных культур и светская этика. Школьникам нужно выбрать один. Курс рассчитан на учеников 4-5 классов

Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Вопросы - ответы

1. Каковы правовые основы преподавания сведений о религиозных культурах в государственной и муниципальной общеобразовательной школе? Чем отличается преподавание религиозной культуры от преподавания религии?

Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст. ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями по вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

В действующих федеральных законах, нормативных правовых актах, постановлениях и определениях Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует юридически формализованное понятие "конфессия". Глава II Закона определяет две организационные формы религиозных объединений и разграничивает их правовой статус: религиозные организации (структура, обладающая в результате государственной регистрации правоспособностью юридического лица) и религиозные группы (община, создаваемая без образования юридического лица).

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

2. Почему изучение религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной школы? Как соотносится преподавание религиозных культур с содержанием образования, его целями и задачами?

С сентября 2011 года начнется введение в школах образовательных стандартов нового поколения. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.

3. Какие аспекты религиозных культур будут, а какие не будут изучаться в рамках комплексного курса?

Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов. Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах. Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

4. Как соотносятся знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур, с теми знаниями о мире, которые представлены в предметах естественнонаучного цикла?

Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.

Наука и религия не противоречат друг другу, являются отдельными сферами общественной жизни и социальной практики, решают конкретные задачи. Наука в большей мере решает задачу накопления точных, рациональных, объективных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на мировоззренческие и нравственные проблемы.

5. Какой может быть система оценки знаний по вводимому курсу? Будут ли учитываться оценки по данному курсу при выведении общей успеваемости ученика?

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).

Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

     6. В какой мере к процессу преподавания могут быть привлечены родители, представители религиозных организаций, диаспор?

Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций. Также целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, выставки, центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания.

 

 

 

Авторизация



Кто на сайте

Сейчас 15 гостей онлайн

Голосования

О школьной форме
 

Яндекс.Метрика

Документ подписан электронной подписью

Мусина Венера Фанилевна

Организация МАОУ СОШ № 68 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Должность Директор
Выдан АО "ПФ "СКБ КОНТУР"
Действителен до 21 октября 2021, 13:03
Алгоритм шифрования ГОСТ Р 34.11/34.10-2012 (256 бит)


MIIJ6jCCCZegAwIBAgIRAhY4hwBbrIOcQzRNJlTY6mAwCgYIKoUDBwEBAwIwggGJMR4wHAYJKoZIhvcNAQ
kBFg9jYUBza2Jrb250dXIucnUxGDAWBgUqhQNkARINMTAyNjYwNTYwNjYyMDEaMBgGCCqFAwOBAwEBEgww
MDY2NjMwMDMxMjcxCzAJBgNVBAYTAlJVMTMwMQYDVQQIDCo2NiDQodCy0LXRgNC00LvQvtCy0YHQutCw0Y
8g0L7QsdC70LDRgdGC0YwxITAfBgNVBAcMGNCV0LrQsNGC0LXRgNC40L3QsdGD0YDQszFEMEIGA1UECQw7
0YPQu9C40YbQsCDQndCw0YDQvtC00L3QvtC5INCy0L7Qu9C4LCDRgdGC0YDQvtC10L3QuNC1IDE50JAxMD
AuBgNVBAsMJ9Cj0LTQvtGB0YLQvtCy0LXRgNGP0Y7RidC40Lkg0YbQtdC90YLRgDEpMCcGA1UECgwg0JDQ
niAi0J/QpCAi0KHQmtCRINCa0J7QndCi0KPQoCIxKTAnBgNVBAMMINCQ0J4gItCf0KQgItCh0JrQkSDQmt
Ce0J3QotCj0KAiMB4XDTIwMTAyMTA4MDcxOVoXDTIxMTAyMTA4MDM1MVowggIKMTAwLgYJKoZIhvcNAQkC
DCE3MjA0MDA2Njc3LTcyMDMwMTAwMS03MjA0MDQ4Mjk3NjUxHDAaBgkqhkiG9w0BCQEWDW1vdWcxQG1haW
wucnUxGjAYBggqhQMDgQMBARIMMDA3MjA0MDA2Njc3MRYwFAYFKoUDZAMSCzA2MTU2NjkwMjY3MRgwFgYF
KoUDZAESDTEwMzcyMDA1NjEzMjAxGTAXBgNVBAwMENC00LjRgNC10LrRgtC+0YAxQjBABgNVBAoMOdCc0J
DQntCjINCT0JjQnNCd0JDQl9CY0K8g4oSWIDEg0JPQntCg0J7QlNCQINCi0K7QnNCV0J3QmDEpMCcGA1U
ECQwg0KPQmyDQmtCg0KPQn9Ch0JrQntCZLCDQlNCe0JwgMjExFTATBgNVBAcMDNCi0Y7QvNC10L3RjDEt
MCsGA1UECAwkNzIg0KLRjtC80LXQvdGB0LrQsNGPINC+0LHQu9Cw0YHRgtGMMQswCQYDVQQGEwJSVTEwM
iDQnNC+0YHQutCy0LAxLjAsBgNVBAkMJdGD0LvQuNGG0LAg0KLQstC10YDRgdC60LDRjywg0LTQvtC8IDc
xLDAqBgNVBAoMI9Cc0LjQvdC60L7QvNGB0LLRj9C30Ywg0KDQvtGB0YHQuNC4MRgwFgYFKoUDZAESDTEwN
Dc3MDIwMjY3MDExGjAYBggqhQMDgQMBARIMMDA3NzEwNDc0Mzc1MSwwKgYDVQQDDCPQnNC40L3QutC+0Lz
RgdCy0Y/Qt9GMINCg0L7RgdGB0LjQuIILAN+dTOcAAAAABHYwHQYDVR0OBBYEFC8aT3i99sePZvqiA9wSG
p2ML0j7MAoGCCqFAwcBAQMCA0EAV+U1QCzkH/KGUrkcOMH1ibRVJ6wU5XEHPxw10/hGwqhViyFVQSgFGJZ
2yyvdGziuias5rGW17nrG9CiATpv5NA==